Главная » Статьи » Наши статьи

Открытые уроки
7 кл Тема: Русская православная церковь в XVII веке.

Цели: 1. Развивать умения давать характеристику исторической личности,
работать с текстом учебника;
2. Сформировать представление о причинах, сущности и результатах церковной реформы, объяснить смысл конфликта царя и патриарха;
3. Воспитывать интерес и уважение к истории.

Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
- Почему отношения с Речью Посполитой оставались главным направлением внешней политики России на протяжении всего XVII в. ?
- В чем, на ваш взгляд, была необходимость воссоединения Украины с Россией?
- Чем вы можете объяснить осложнение отношений России и Турции во второй половине XVII в.?
- Как изменилась территория европейской части России в XVII в.?
- Почему присоединение сибирских земель к России проходило в основном бескровно?
Карточки:
Внимательно прочитайте и ответьте на вопросы:
1. Перечислите основные задачи внешней политики России в XVII в.
2. Каковы результаты Смоленской войны 1632-1634 гг.?

III. Изучение нового материала:
1)Взгляните не эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, -юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу. В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью. Что же произошло, какие исторические события легли в основу сюжета картины Василия Сурикова?.Ответ на этот вопрос мы узнаем в конце урока, изучив тему «Русская православная церковь в XVII в.»
События начала XVII века стали суровым испытанием для Русской православной церкви. Захватившие Москву поляки не только уничтожали храмы, но и оскверняли мощи святых, грабили церкви, убивали служителей церкви. По окончании Смуты патриархом был избран –Филарет, отец царя Михаила Федоровича. Слайд 2
Прочитайте текст учебника стр. 56:
- Какие задачи стояли перед новым патриархом?
– Чего ему удалось добиться?
2) Реформа патриарха Никона.
В 1652 г. патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Именно с ним связывают реформу церкви в XVII веке.
- Сообщение о патриархе. Слайд 3
Став патриархом Никон взял курс на проведение реформ. ( Что такое реформа? – переустройство чего-либо).
- Какие проблемы церковной жизни ему необходимо было решить?
Смута привела в упадок церковь и углубила нерешенные проблемы. Первой из них было упорядочение церковной жизни – постоянное переписывание книг вносило все большее количество ошибок в тексты, что влекло за собой изменение обрядов и искажало суть богослужения.
Во-вторых сложилась церковная традиция многоголосья, т. е. чтение текста во время службы несколькими священниками и такого быстрого, что даже те , кто читал, почти ничего не понимал. В- третьих церковь считалась общественным местом и во время службы могли решаться важные государственные вопросы. В – четвертых в церковную жизнь проникли языческие обряды и суеверия, например церковь уже не возражала против празднования Масленицы, что подрывало ее авторитет.
Таким образом, серьезные реформы были необходимы.
- В 1652 году Патриарх решительно заменил на новые те старые обряды, которые не совпадали с греческими:
1. Креститься следовало не двумя перстами, тремя.
2. Совершать поклоны не земные, а поясные.
3. Иначе писать имя Христа – Иисус, вместо прежнего Исус.
4. Иконы и богослужебные книг переписывались по греческим образцам; неисправленные полежали уничтожению.
Созванный в 1654 году церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традициями.
Церковная реформа Никона оказала огромное влияние на развитие Культуры 17 века. При непосредственном участии патриарха в России были возведены три монастыря, один из которых Воскресенский Новоиерусалимский под Москвой. Слайд 4
Сообщение учащегося о монастыре.
3. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
- Прочитайте текст учебника на стр. 58-59
Вопросы:
- В чем суть разногласий между царем и патриархом?
- Какие решения были приняты на Церковном Соборе 1666-1667ггодов?
- Как вы думаете, почему в конфликте победу одержал царь Алексей Михайлович?
- Почему было возможно двоевластии при патриархе Филарете и царе Михаиле Федоровиче?
- Кто такие старообрядцы?
Что такое церковный раскол? ( Это движение, направленное против официальной церкви)
Старообрядцы (раскольники) – это сторонники древнерусских обрядов, которые не приняли реформу патриарха Никона.
4. Протопоп Аввакум.
Прочитайте учебник на стр. 59-60
- Дайте характеристику деятельности протопопа Аввакума.
Вывод стр. 60. Итоги церковной реформы (Слайд)

5. Церковный раскол – явление, в котором сплелись духовные проблемы, копившиеся столетиями. Последствия не изжиты до сих пор.
- А теперь давайте вернемся к началу урока, к репродукции картины Сурикова «Боярыня Морозова». Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю им веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.
IV. Закрепление:
Тест
1. Как звали патриарха, начавшего церковную реформу:
а) Игнатий
б) Филарет
в) Никон
2. Причиной церковной реформы не было:
а) искажение церковных книг
б) искажение церковных обрядов
в) конфликт между царем и патриархом
3. Лидер старообрядцев XVII в.. писатель:
а) Филарет
б) Никон
в) Аввакум
4. Церковная реформа привела:
а) к сплочению верующих
б) расколу между верующим
в) конфликту между царем и патриархом

V. Домашнее задание: прочитать § 7, ответить на вопросы.


Категория: Наши статьи | Добавил: school4-korkino (27.10.2009)
Просмотров: 3517 | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]