Семейное образование

Семейное образование — форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы. Предполагает право учащегося на прохождение промежуточных аттестаций в образовательном учреждении, а также обязательное прохождение государственной итоговой аттестации. Учащиеся проходят ГИА в форме основного государственного экзамена ОГЭ (9 класс), а также в форме единого государственного экзамена ЕГЭ (11 класс). Для получения допуска к ОГЭ учащиеся должны сдать предварительно промежуточную аттестацию.

При успешном прохождении итоговых аттестаций учащийся получает аттестат той школы, где он сдавал аттестацию.

Ребёнок может быть прикреплён для прохождения аттестаций к любой школе. Если в уставе школы форма семейного образования не обозначена, это повод для требования родителями внесения изменений по включению в устав школы данной формы обучения согласно законодательству.

Переход на семейное образование возможен в любой момент обучения, в том числе в середине учебного года.

Решение о сроках сдачи и количестве промежуточных аттестаций принимается по согласованию школой и родителями.

Выбрав семейную форму образования, родители могут самостоятельно обучать своих детей, выбирая учебные материалы и график обучения.

Главные принципы семейного образования

Главными принципами семейного образования являются:

— приоритет семьи в образовании ребёнка, право семьи выстраивать образовательную стратегию обучения;

— образование ребёнка должно определяться в первую очередь индивидуальными интересами, особенностями ребёнка, а не только школьной программой;

— в основе обучения ребёнка лежит индивидуальный план обучения и самоорганизация с учётом индивидуальных психофизиологических параметров;

— главное не оценки, главное — сохранение интереса к знаниям;

— семейное образование опирается на способность ученика к самостоятельному поиску и усваиванию информации.

Критика семейного образования

Критики семейного образования выделяют его главные слабые стороны:

— низкий уровень социализации на семейном обучении;

— низкий уровень педагогической компетентности родителей.

Сторонники семейного образования активно отрицают подобную критику. Они утверждают, что социализация в школе невозможна либо носит негативный характер. Уровень компетентности родителей не имеет принципиального значения при обучении дома, так как обучение во многом опирается на самостоятельную работу ученика, а также на работу репетиторов и преподавателей «семейных школ», посещение различных кружков, секций, клубов, в том числе и муниципальных дополнительного образования.

Однако, надо признать, что семейное образование подходит далеко не каждому ученику и не для каждой семьи.

Семейный Кодекс РФ о воспитании и образовании детей

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.
Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

  1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
    Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

    Читать далее  http://www.consultant.ru/popular/family/

Из Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании»

Глава II. Система образования
Cтатья 10. Формы получения образования

Читать далее http://www.consultant.ru/popular/edu/


Успешный опыт десятков семей показал, что семейная форма обучения эффективна, а в каких-то случаях не имеет альтернативы.